Репшнур-веревочка

Несколько лет назад я с группой туристов впервые попал на

Кавказ, в Пятигорск. Был жаркий полдень. Мы выгрузили свой

багаж из электрички и вышли на привокзальную площадь. И вдруг

откуда-то справа послышался отдаленный шум. Вскоре шум

превратился в грохот, и на площадь выскочил грузовик, полный

альпинистов. Во всю мощь своих молодых легких, оздоровленных

хрустальным воздухом вершин, они сокрушали покой и благодать

города Пятигорска. Казалось, сейчас эти парни выпрыгнут из

своей машины и пойдут брать штурмом Цветник и Провал. Но, слава

богу, машин на площади не остановилась, и ее грохот постепенно

затерялся в кривых пятигорских улицах.

— Ну и ну! — сказал, покачав головой, стоящий рядом с нами

старик железнодорожник.

А между тем альпинисты всего-навсего пели песню. Песню,

которую неизвестно кто и когда сочинил, песню, которую знает

назубок любой альпинист, начиная с желторотых новичков и кончая

суровыми мастерами высотных восхождений. Называется она

«Репшнур-веревочка».

Неизвестный автор был, очевидно, человек решительный — он

сразу брал быка за рога. Песня начинается так:

По травянистым склонам быстро

Спускались мы с Тютю-Баши.

Действие изображено, писать вроде больше не о чем, поэтому в

двух последующих строчках сообщается кое-что о героях спуска:

И все мы были альпинисты

И распевали от души.

Памятуя о том, что мелодии русских народных песен широко

популярны, автор на мотив «Ленты-бантики, да ленты-бантики»

присочиняет такой припев:

Репшнур-веревочка,

Репшнур-веревочка,

Веревки в узлы вяжутся.

Альпинистки по склонам шляются,

Колесной мазью мажутся.

Нормальное ударение в слове «узлы» никак не укладывалось в

размер. Поэтому получились «узлы». И странно: серьезные люди —

научные работники, инженеры, рабочие, студенты — поют эти самые

«узлы». Поют хором и мурлычут в одиночку, исполняют в концертах

художественной самодеятельности, переписывают в тетради. Да и

как же не переписывать? Ведь в песне сосредоточены важнейшие

принципы альпинизма. Вот они:

В основе спорта альпинизма

Всегда стоял вопрос еды.

Коль не накормишь альпиниста,

Он ни туды и ни сюды.

В основе спорта альпинизма

Лежит художественный свист,

А коль свистеть ты не умеешь,

Какой ты, к черту, альпинист!

Может быть, некоторым товарищам, ни разу не бывавшим в

горах, песня покажется редким экспонатом. Нет, это одна из

самых распространенных альпинистских песен. Она живет уже

многие годы и неизвестно, сколько еще будет жить. И песня эта

не составляет особого исключения.

Среди нашей спортивной молодежи бытует масса песен —

бездумных, глупо экзотических и просто пошлых.

Молодым людям, отправляющимся в поход, ничего не стоит,

например, глубоко удивить пассажиров поезда таким сочинением:

Мы идем по Уругваю,

Ночь — хоть выколи глаза,

Но никто из нас не знает,

Скоро ль кончится гроза.

Только дикий рев гориллы

Нарушает в джунглях сон,

Осторожней, друг мой милый,

— Где-то воет саксофон…

Поется эта, с позволения сказать, песня на склонах

Кавказских гор, в снегах Полярного Урала, в подмосковной

электричке.

Кстати, об электричке.

Туристы, отправляющиеся в пригородном поезде на лоно

природы, считают своей первейшей обязанностью оглашать

окрестность песнопениями. А электричка полна народу: едут

рабочие и служащие, едут дачники, рыболовы. И, пользуясь тем,

что еще не введен штраф за публичную демонстрацию плохого

вкуса, молодые любители путешествий хором начинают петь:

Я уходил тогда в поход,

В кавказские края,

Осталась дома банка шпрот

Моя любимая.

Чтоб этот я прошел поход,

Чтоб жив остался я,

Пришли сюда мне банку шпрот,

Моя любимая.

Исполняется это произведение обычно под аккомпанемент

залихватского гитариста, которому ноты не более знакомы, чем

парикмахеру звезды в созвездии Волосы Вероники. А люди в поезде

слушают. Слушают и вспоминают…

Я уходил тогда в поход,

В суровые края.

Рукой взмахнула у ворот

Моя любимая.

Война… Песня, которая пелась в землянках, в эшелонах,

идущих на фронт, в партизанских отрядах… Хорошая, милая

песня. Кто-то взял ее и испортил. И люди уходят в другие

вагоны.

Туристы же продолжают петь: у них ведь еще в запасе отличная

песня «Убит поэт»! И действительно, на мотив «Когда б имел

златые горы» бессовестно распевается лермонтовское

стихотворение. На этот же мотив поется «У лукоморья дуб

зеленый». Просто диву даешься: откуда такая изобретательность?

В альпинистских лагерях иногда устраиваются вечера песни.

Взрослые люди, образованные, начитанные, имеющие детей и

занимающие солидные посты в учреждениях, громогласно утверждают

следующее:

Я с детства был испорченный ребенок,

На папу и на маму не похож,

Я женщин обожал еще с пеленок,

Эх, Жора, подержи мой макинтош!

Я сам сторонник чистого искусства,

Которого теперь уж не найдешь.

Во мне горят изысканные чувства,

Эх, Жора, подержи мой макинтош!

Вслед за этим «опусом» знатоки русской словесности распевают

песню про Одессу:

А гений Пушкин тем и знаменит,

Что здесь он вспомнил чудное мгновенье…

Из Новосибирска и Ленинграда, из Нижнего Тагила и

Симферополя, из многих городов и сел нашей страны съезжаются

люди в альпинистские лагеря на сборы и соревнования. Приезжают

они туда наивными глупцами, усвоившими курс литературы в

пределах школы или института и курс альпинизма по учебнику

В.М.Абалакова. Уезжают же — всесторонне развитыми людьми,

твердо знающими, в чем причина известности Пушкина и как

формулируются основные принципы альпинизма.

Вот как обстоят дела с музыкальным бытом спортсменов. И все

же было неправильно утверждать, что поются только такие песни.

Теми же альпинистами написано немало привлекательных песен.

Назовем некоторые из них: «Баксанская», «Барбарисовый куст»,

«Снег», «Рассвет над соснами встает». А вот, например,

задушевная, лиричная «Поземка»:

Ветер поземку крутит,

Звезды мерцают в тучах,

А впереди мигают

Далеких сел огни.

Где-то гармонь страдает,

Кружится снег летучий

И серебром ложится

Около нашей лыжни.

Эти песни всегда поются с увлечением. Но беда в том, что их

никто не пропагандирует. Печатаются изредка спортивные песни,

написанные профессиональными композиторами. Но их почти не

поют. Вернее, они сами не поются. Как правило, мелодии их

маложизненны, а в стихах лишь формально рифмуются те или иные

спортивные лозунги. И никто до сих пор не позаботился о том,

чтобы как-то распространять лучшие песни, созданные самими

спортсменами.

Этот фельетон написан против пошлости и безвкусицы,

пустившей довольно глубокие корни в песенном спортивном быту.

Но дрянные песни не искоренишь статьями и разговорами. Их можно

искоренить только другими песнями — хорошими.

1959

произведение относится к этим разделам литературы в нашей библиотеке:
Оцените творчество автора:
( Пока оценок нет )
Поделитесь текстом с друзьями:
Lit-Ra.su


Напишите свой комментарий: