Восхвалив авиацию, осуждает Китай
         «Нелли» (1911)
***
     Муж приехал с последним автобусом
          «Отчаяние»  (1912)
***
     Как лоско матовы и дымчаты
     Пласты смолового асфальта
          «Городская осень» (1911)
***
     Теперь повсюду дирижабли
     Летят, пропеллером ворча
          «Пролог» .Часть первая (1911)
***
     Не мне расчет лабораторий!
     Нет для меня учителей!
          «Пролог» .Часть третья (1909)
***
     Останови мотор! сними манто
     И шелк белья, бесчестья паутину
          «Зизи» (1910)
***
     Стрекот аэропланов! беги автомобилей!
     Ветропросвист экспрессов! крылолёт буеров!
***
     Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
     Эластично шелестела по шоссейному песку;
     В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоеньи,
     В АЛО-ВСТРЕЧНОМ устремленьи — это пчелки к лепестку.
          «Июльский полдень (синематограф)» (1910)
***
   Котик милый, деточка! встань скорей на цыпочки,
     АЛОГУБЫ-ЦВЕТИКИ жарко протяни…
***
     День АЛОСИЗ. ЛИМОНОЛИСТНЫЙ лес
     ДРАПРИТ стволы в туманную тунику.   
     У окна АЛЬПОРОЗЫ в корзине
     Чуть вздохнули, — их вздох витьеват…
***
     Полней бокал наполни
     И пей его до дна,
     Под БИЧЕЛУЧЬЕ молний,
     Истомна и бледна!
***
     Вы, чьи стихи, как БРОНЗОЛЬВЫ,
     Вы поступаете бесславно.
     Валерий Яковлевич! Вы —
     Завистник, выраженный явно.
          «Поэза для Брюсова» (1915)
***
     В своей ВСЕПОБЕДНОЙ любви
     Светило готово на жертву —
     Отдать и сиянье, и пламя
     Для блага, для счастья Земли.
***
     И ласково подходит море
     К ГОЛОВОКРУЖНЫМ берегам.
          «Эст-Тойла» (1918)
***
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в ГРЁЗОФАРС…
***
     Какою нежностью неизъяснимою, какой сердечностью
     ОСВЕТОЗАРЕНО и ОЛАЗОРЕНО лицо твое,
     Лицо незримое, отожествленное ВСЕЧЕРТНО с Вечностью,
     Твое, — но чье?
***
         И БОЛЬНО-СЛАДОСТНО и ВНЕШНЕ-РАДОСТНО! Жить — изумительно
     Чудесно все-таки! Ах, сразу нескольких — одну любить!
     Невоплощенная! Невоплотимая! тебя пленительно
     Ждать — это жить!
***
     ОЛАЗОРЕН шелковою тканью…
          «Прогулка короля» (1911)
***
     ОЛАЗОРИМ, легко ОЛАЗОРИМ
     Пароход, моноплан, экипаж!
          «Гашиш Нефтис» (1913)
***
     Какою нежностью неизъяснимою, какой сердечностью
     Осветозарено и ОЛАЗОРЕНО лицо твое.
          «К черте черта» (1914)
***
     Парю в лазоревом просторе
     Со свитой солнечных лучей!
          «Пролог» , 3 часть (1909)
***
     Ваше платье изысканно, Ваша тальма ЛАЗОРЕВА
          «Кензели» (1911)
***
     И каждый год в сей день, в тиши ночных часов,
     Из волн ЛАЗОРЕВЫХ богиня выходила…
***
     мы чище венецианского ЛАЗОРЬЯ,
     морями и солнцами омытого сразу!
***
     Я в комфортабельной карете, на эллипсических рессорах,
     Люблю заехать в ЗЛАТОПОЛДЕНЬ на чашку чая в ЖЕНОКЛУБ,
     Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и о ссорах,
     Где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп…
***
     То ЛАЗОРЬНО-НЕЖНО, то кошмарно едко
     Говорила броско о каком-то «нем»;
     Тщетно я терзался: кто ты? амулетка,
     Верная обету? лилия с вином?..
          «Чёткая поэза» (1912)
***
     И часто в ложе, на пестрой опере,
     Когда ей сердце мечты отропили,
     Она кусает платок, бледнея,—
     ДЭМИМОНДЕНКА и ЛЕСОФЕЯ!..
***
     Привет тебе, ЛИЛИЕСЕРДНЫЙ герцог
      Дель-Аква-Тор!
***
    Я, гений Игорь Северянин,
    Своей победой упоён:
    Я ПОВСЕГРАДНО оэкранен!
    Я ПОВСЕСЕРДНО утверждён!
          Северянин.  «Эпилог» (1912)
***
То шлет автомобильной шине
ПУСТОБУТЫЛЬНОЕ стекло…
***
     От СНЕГОСКАЛОГО гипноза
     Бежали двое в ТЛЕНЬ болот;
     У каждого в плече заноза,—
     Зане болезнен беглых взлёт.
***
     Моя знакомая встречала
     ТонУщего в своей строфе,
     (А может статься — и в софе,
     Как в алькермессе!..) СОЛНЦЕПЕВЦА.
***
     Его душа — заплёванный Грааль,
     Его уста — орозненная язва…
     Так: ЯДОСМЕХ сменяла скорби спазма…
     Без слез рыдал иронящий Уайльд.
***
     …мечты СЮРПРИЗЭРКИ
        Над качалкой ГРЕЗЭРКИ
«Качалка грезэрки» (1911)
***
     Затянут в черный бархат, ШОФФЭР — и мой КЛЕВРЕТ —
     Коснулся рукоятки, и вздрогнувший мотор,
     Как жеребец заржавший, пошел на весь простор,
     А ветер восхищённый сорвал с меня берЭт.
     Я приказал дать «полный». Я нагло приказал
     Околдовать природу и перепутать путь!
     Я выбросил ШОФФЭРА, когда он отказал, —
     Взревел! и сквозь природу — вовсю и как-нибудь!
***       
     И разве виноват я, что лилии КОЛЕТ
     Так редко можно встретить, что путь без лилий сер?…
     О, яд мечты фиалок, — о, Cre’me de Violette…
          Там же.
***
     Цилиндры СОЛНЦЕВЕЮТ, причесанные лоско,
     И ДАМЬИ туалеты пригодны для витрин.
     Смеется куртизанка. Ей вторит солнце броско.
     Как хорошо в буфете пить КРЕМ-ДЕ-МАНДАРИН!
     За чем же дело стало? — к буфету, черный кучер!
     ГАРСОН, СЫМПРОВИЗИРУЙ  блестящий ФАЙФ-О-КЛОК…
     Каретка куртизанки опять все круче, круче,
     И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер, прилег…
***
     Может быть, томилась вешнею АЖУРЬЮ,
     Может быть, любила чувственно и зло,-
     Только вся дышала знойною лазурью
     Или омрачалась девственно светло…
          «Чёткая поэза»
***
     Меня ОТРОНИТ МАРСЕЛЬЕЗИЯ,
     Как ПРЕЗИДЕНТНОГО царя!
     Моя блестящая поэзия
     Сверкнет, как вешняя заря!
     Париж и даже Полинезия
     ВЗДРОЖАТ, мне славу ВОЗЗАРЯ!
     Мой стих СЕРЕБРЯНО-БРИЛЬЯНТОВЫЙ
     Живителен, как кислород.
***
     «О гениальный! О талантливый!» —
     Мне возгремит хвалу народ.
     И станет пить ликер гранатовый
     За мой ликующий восход.
***
     Пусть на турнирах СЛОВОБОРЧЕСТВА
     Стиха титаны и кроты
     БЕРЛИНСТВА, ЛОНДОНСТВА, НЬЮ-ЙОРЧЕСТВА
     Меня сразить раскроют рты:
     Я- я! Значенье ЭГОТВОРЧЕСТВА —
     Плод искушенной Красоты!
***
     В смокингах, в шик ОПРОБОРЕННЫЕ, великосветские олухи…
     В княжьей гостиной наструнились, лица свои ОГЛУПИВ.
     Я улыбнулся натянуто, вспомнив САРКАЗМНО о порохе:
     Скуку взорвал неожиданно НЕО –ПОЭЗНЫЙ мотив.
***
     В Академии Поэзии — в ОЗЕРЗАМКЕ беломраморном —
     Ежегодно мая первого фиолетовый концерт,
     Посвященный вешним сумеркам, посвященный девам траурным…
     Тут — ГАЗЭЛЛЫ и рапсодии, тут — и глина, и мольберт.
***
     ОФИАЛЧЕН и ОЛИЛИЕН ОЗЕРЗАМОК Мирры Лохвицкой.
     ЛИЛИВЕЮТ разнотонами станы тонких поэтесс,
     Не доносятся по озеру шумы города и вздох людской,
     Оттого, что груди женские — тут не груди, а дюшес…
***
     Наполняется поэтами безбородыми, безусыми,
     Музыкально говорящими и поющими Любовь.
     Золот гордый замок строфами, золот девушками русыми,
     Золот юным вдохновением и отсутствием рабов!
***
     Гости ходят кулуарами, возлежат на СОФНОМ бархате,
     Пьют вино, вдыхают лилии, цепят звенья ПАХИТОС…
     Проклинайте, люди трезвые! Громче, злей, вороны, каркайте! —
     Я, как ректор Академии, пью за ОЗЕРЗАМОК  тост!
***
     В шумном платье муаровом, в шумном платье МУАРОВОМ
     По аллее ОЛУНЕННОЙ Вы проходите МОРЕВО…
     Ваше платье изысканно, Ваша ТАЛЬМА ЛАЗОРЕВА,
     А дорожка песочная от листвы РАЗУЗОРЕНА —
     Точно лапы ПАУЧНЫЕ, точно мех ягуаровый.
     Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная…
     Упоенье любовное Вам судьбой предназначено…
     В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
     Вы такая ЭСТЕТНАЯ, Вы такая изящная…
     Но кого же в ЛЮБОВНИКИ? и найдется ли пара Вам?
     Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
     И, садясь КОМФОРТАБЕЛЬНО в ЛАНДОЛЕТЕ бензиновом,
     Жизнь доверьте Вы мальчику в МАКИНТОШЕ резиновом,
     И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым
     Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!..
***
     И Красин
         едет,
           сед и прекрасен,
     сквозь радость рабочих,
                шумящую МОРЕВО.
***
     Я иду с принцессовою свитой
     На горячий МОРЕВЫЙ песок.
***
     ЗАМОРЕЛО! — глиняные глыбки
     Я бросаю в море, хохоча.
***
     В этих раскидистых клёнах мы наживёмся все лето,
     В этой сиреневой даче мы РАЗУЗОРИМ уют!
***
     Крест изменен на мавзолей, —
     Но до сих пор великолепен
     Её ЭКСТАЗНЫЙ станс аллей.
          «Пролог» (1911). Часть первая.
***
     Вокруг — талантливые трусы
     И обнаглевшая бездАрь…
     И только Вы, Валерий Брюсов,
     Как некий равный государь…
***
     Сажённым — в нём посаженным — стихам
     Сбыт находя в бродяжьем околотке,
     Где делает бездАрь из них колодки,
     В господском смысле он, конечно, хам.
***
     Когда в поэты тщится Пастернак,
     Разумничает Недоразуменье.
     Моё о нём ему нелестно мненье:
     Не отношусь к нему совсем никак.
     Им восторгаются — плачевный знак.
     Но я не прихожу в недоуменье:
     Чем бестолковее стихотворенье,
     Тtм глубже смысл находит в нем простак.
***
     Безглавых тщательноголовый пастырь
     Усердно подновляет гниль и ЗАСТАРЬ
     И бестолочь выделывает. Глядь,
     Состряпанное потною бездАрью
***
     Пронзает в мозг Ивана или Марью,
     За гения принявших ЗАУРЯДЬ.
***
     Бряцая золотом доспехов
     Своей ОДАРНОСТИ, в те дни
     Поездки первой по России
     Я покорял толпу впервые
     И зажигал в сердцах огни.
***
     Мне кажется, гораздо лучше надеяться, хоть безнадежно,
     Чем мертвому, в немом БЕЗГРЁЗЬИ, покоиться бесстрастно-нежно…
          «Элементарная соната» (1911).
***
     Устало сердце от узких рамок благополучья,
     Оно в уныньи, оно в оковах, оно в томленьи…
     Отчаясь грезить, отчаясь верить, в немом БЕЗЛУЧЬИ,
     Оно трепещет такою скорбью, все в гипсе лени…
***
     О, век БЕЗРАЗУМНОЙ Услады,
     Безлистно-трепетной весны,
     Модернизованной Эллады
     И обветшалой новизны!..
          «Пролог» . Часть первая.(1911)
***
     Месть швырнула в лицо мне два кома,
     Кома грязи — разврат и бескрылье.
     Я кончаюсь в неясном усилье…
     Это имя мне жутко-знакомо!..
          «Евгения»
***
     Ты ко мне не вернешься: на тебе теперь бархат;
     Он скрывает бескрылье утомленных плечей.
          «Ты ко мне не вернёшься…»
***
     Здесь, на земле… Своей тоской
     Ты ничего тут не изменишь,
     Как нищего ни обезденежь.
     Как полдня ты не ОЛУНИШЬ…
          «Июневый набросок» (1910)
***
     Так ОДЕВЬТЕСЬ все жены, одевьтесь,
     Как ОДЕВИЛ порочность Уайльд,
     Как меня юно-древняя Нефтис,
     Раздробив саркофага базальт!
          «Гашиш Нефтис» (1913)
***
     Поет душа, под осени berceuse,
     Надежно ждет и сладко-больно верит,
     Что он придет, галантный мой Эксцесс,
     Меня возьмет и девственно ОЗВЕРИТ.
          « А в лиловеющие сумерки, —
     Торцами вздорного проспекта, —
     Зевают в фаэтонах ГРУМИКИ,
     ОКУКЛЕННЫЕ для эффекта…
***
     Прогремит Ваше имя,
     И в ОМОЛНЕННОМ дыме
     Вы сойдете на Землю, — мирозданья Колумб!
«Уачалка грезёрки» (1911)
***
     Удастся ль душу дамы восторженно ОМОЛНИТЬ
     Курортному оркестру из мелодичных цитр?
          «Каретка куртизанки» (1911)
***
     И на лице ее угаслом
     К ОПРОЗАИЧЕННОЙ земле
     Читаю нежное презренье,
     Слегка лукавую печаль.
          «Эскиз вечерний» (1912)
***
     Его душа — заплеванный Грааль,
     Его уста — ОРОЗЕННАЯ язва…
          «Уайльд» (1911)
***
Может быть, только плакать было бы проще, лучше
Перед такой СТРАДАЛЬНОЙ, точно всегда чужой?
Нежно письмо ОСКОРБЛЮ; только когда получишь
Эту цепочку строчек, спаянную душой?
     «Невыразимая поэза» (1913)
***
     Различны данные у нас:
     Я — вдохновенностью экватор,
     И я ОСОЛОВЬИЛ Парнас.
     Вы — бронзовый версификатор!
          «Поэза для Брюсова» (1915)
***
     От Баязета к Порт-Артуру
     Черту упорную провел.
     Я покорил Литературу!
     ВЗОРЛИЛ, гремящий, на престол!
          «Эпилог» (1912)
***
     ВЗОРЛИЛО облегченно тело, —
     Вновь чувствую себя царем!
     Поэт! поэт! совсем не дело
     Ставать тебе поводырем.
          «Крымская трагикомедия» (1914)
***
     «Пойдем, поэт,
     ВЗОРИМ,
     вспоем
     у мира в сером хламе.
     Я буду солнце лить свое,
     а ты — свое,
     стихами».
***
     Ты слышишь? — чьи-то голоса
     Звучат так весело-задорно
     Над ОБНЕБЕСЕННОЙ рекой?
     Дитя, послушай, — успокой
     Свою печаль; пойми, все вздорно…
***
     Не все ли мне равно, не все ль равно тебе,
     Раз ПРИМАГНИЧЕНЫ к бессмертью ЦВЕТОПЛЕТЬЮ…
     Сердца УГЛУБНЫЕв медузовой АЛЧБЕ?…
***
     Как бред земли больной, туманы
     Сердито ползают в полях,
     И ОТСТРАДАННЫЕ обманы
     Дымят при блеске лунных блях.
          «Октябрь» (1910)
***
     Скелетом черным ПЕРЕЛЕСЕЦ
     Пускай пугает: страх сожну.
     Люблю октябрь, предснежный месяц,
     И Смерть, развратную жену!..
***
     Зизи, Зизи! Тебе себя не жаль?
     Не жаль себя, БУТОНЧАТОЙ и кроткой?
     Иль, может быть, цела души скрижаль,
     И лилия не может быть кокоткой?
***
     Всегда нас разделяла грань:
     Мы с вами оба ГЕНИАЛЬЦЫ…
          «Поэза для Брюсова» (1915)
***
     Вы — терпеливый эрудит,
     И Ваше свойство — всеанализ.
     Я — САМОУЧКА-ИНТУИТ, —
     Мне непонятна Ваша зависть!
          «Поэза для Брюсова» (1915)
***
     Сужденье твоё — мне закон: твой поклонник
     Я весь — с головы и до ног.
     Допустим, я лирик, но я — и ИРОНИК…
     Прости. Я подавлен и строг.
***
     Как обольстительное пойло, —
     КОЛДУЙНЫЙ нектар МОРЕФЕЙ, —
     Влечёт к себе меня Эст-Тойла
     Волнами моря и ветвей.
          «Эст-Тойла» (1918)
***
     Моя ты или нет? Не знаю… не пойму…
     Но ты со мной всегда, сама того не зная.
     Я завтра напишу УГРЮМЦУ твоему,
     Чтоб он тебя пустил ко мне, моя родная!
***
     У ограды монастырской столбенел зловеще инок,
     Слыша в ХРУПОТЕ коляски звуки «нравственных пропаж»…
     И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок,
     Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.
          «Июльский полдень (синематограф)»
***
     И здесь по городу мы ездим,
     И здесь осмотрен город весь,
     И здесь, как и везде, мы ЗВЕЗДИМ,
     И здесь, как там, и там, как здесь.
***
  ЗВЕЗДЯСЬ, янтарный мед шипит,
     И ходит чаша круговая.
     Все веселятся… но грустит
     Одна Рогнеда молодая.
          Рылеев. «Рагнеда»
***
     Сочным вечером жасминовым, под лимонный плеск луны,
     Повстречалась ты мне, грешница с белой лилией в руке…
     Я приплыл к очам души твоей по ЛУНЯЩЕЙСЯ реке…
     Берега дремали хлебные — золотые галуны.
          «Вечером жасминовым» (1910)
***
     Шел тихий снег; вдали долины
     СНЕЖЕЛИ, точно полотно.
          «Письмо из усадьбы»(1910)
***
     СНЕЖЕЕТ дружно, СНЕЖЕЕТ нежно,
     Над ручейками ХРУСТАЛИТ хрупь.
     Куда ни взглянешь — повсюду снежно,
     И сердце хочет в лесную глубь.
          «Фиалка» (1911)
***
     Я сам себе боюсь признаться,
     Что я живу в такой стране,
     Где четверть века ЦЕНТРИТ Надсон,
     А я и Мирра — в стороне.
          «Поэза вне абонемента» (1912)
***
     А потом отдавалась, отдавалась ГРОЗОВО,
     До восхода рабыней проспала госпожа.. .
     Это было у моря, где волна бирюзова,
     Где ажурная пена и соната пажа.
          «Это было у моря»
***
     Встречалась ли деревня, — ни голосов, ни изб!
     Врезался в чернолесье, — ни дерева, ни пня!
     Когда б мотор взорвался, я руки перегрыз б!..
     Я опьянел ГРОЗОВО, все на пути пьяня!..
          «Фиолетовый транс» (1911)
***
     Какая ночь! — и глушь, и тишь,
     И сонь, и ЛУНЬ, и ВОЛЬ…
     Зачем же, сердце, ты грустишь?
     Откуда эта боль?
          «Грасильда» (1910)
***
     Что значит жить? Для вас, — не знаю…
     Жить для меня — вдыхать сирень,
     В крещенский снег стремиться к маю,
     Благословляя новый день
     Искать Ее, не уставая,
     И петь, и мыслить, и дышать.
     Какие НОВИ в чарах мая!
     Какая в НОВЯХ благодать!
     И сколько НОВЕЙ в чарах мая,
     Ведь столько песен впереди!
     Живи, живое восторгая!
     От смерти мертвое буди!
           «Я жив, и жить хочу, и буду…» (1914).
***
     СИНЬ неба облачного матова.
     Как клочья ваты, облака.
          Из цикла «1909 год»
***
     В противовес всему унынью.
     Тогда в кипящий летний зной
     Над всею необъятной СИНЬЮ,
     Верней сказать: над желтизной…
          Часть III. Раздел 8.
***
      Неистолимою прохладой
     Туда, где крапчатый лосось,
     Где чайка взреяла Элладой,
     Влекусь я в моревую СКВОЗЬ.
          «Вервэна» (1914)
***
     Вьются кудри: золото и бронза,
     Пепельные, карие и смоль.
     Льются взоры, ласково и грезно —
     То лазорь, то пламя, то ФИОЛЬ.
          «Прогулка короля» (1911)
***
     Приди, любуйся моей ФИОЛЬЮ —
     Моей печалью в снегах долин.
     Возьми в ладони меня, как в латы,
     Моей ФИОЛЬЮ святя мечты!..
          «Фиалка» (1911)
***
     Над ручейками хрусталит ХРУПЬ.
     Куда ни взглянешь — повсюду снежно,
     И сердце хочет в лесную глубь.
          «Фиалка»
***
     Победой гордый, ЮНЬЮ дерзкий,
     С усладой славы в голове,
     Я вдохновенно сел в курьерский,
     Спеша в столицу на Неве.
          «Гризель» (1913)


