Смерть по объявлению

Резанов чувствовал себя таким слабым, усталым, увядающим. К вечному

успокоению все чаще клонились мысли. Казалось, что слаще нет отдыха, как на

дощатом ложе, в сосновой домовине.

И захотелось вдруг развлечения не по установленной программе.

Сидел в своей тихой комнате один.

Читал объявления в «Новом Времени» очень внимательно. Искал чего-то.

Сравнивал и выбирал.

Его бледное, начинающее увядать, лицо являло признаки смущения и

нерешительности. В задумчивости взял карандаш. Поставил его острием на

абажур лампы.

Дрожала рука. Стучало острие карандаша. Усмехнулся. Подумал:

«Старею».

Опять опустил глаза, — когда-то вечно-веселые, теперь устало

равнодушные, — на газетные листы склонил внимательные и спокойные взоры.

Наконец выбрал одно объявление.

Какая-то интеллигентная молодая дама, красивая и воспитанная, находясь

в крайней нужде, просила добрых людей одолжить ей пятьдесят рублей;

согласна была на все условия. Просила писать в семнадцатое почтовое

отделение до востребования, предъявительнице квитанции за No 205824.

Резанов вынул из коробки лист желтоватой, шероховатой бумаги с

неровными краями, с водяными знаками Margarette Mill.

Усмехаясь невесело, писал:

«Милостивая Государыня,

Я дам Вам деньги, которых Вы просите, но не в долг и не даром, а за

работу, о которой сейчас Вам напишу. Напишу по необходимости вкратце, — в

письме многого не скажешь. Но так как, по Вашим словам, Вы — дама

интеллигентная, то Вы, может быть, поймете, что именно от Вас потребуется.

Вы должны явиться мне в образе моей смерти, — чем более привлекательной,

тем лучше, — и сообразно с этим вести себя. Если Вы сумеете разнообразить

достаточно эту веселую игру, то Ваш заработок может быть и впредь

достаточен для Вашего пропитания. Согласны ли Вы? Не страшно ли Вам?

Понимаете ли Вы, что от Вас требуется? Если согласны, и не боитесь, и

понимаете, то напишите, когда и где я могу Вас в первый раз встретить. Для

меня самое удобное время — после пяти вечера. Пишите в Главный почтамт

предъявителю трех рублей No 384384. Письмо возьму в четверг».

Трехрублевка, новенькая, пошловато-красивого образца 1905 года,

хрустела неприятно, как накрахмаленное платье полоротой причастницы. Цифры

384 повторялись дважды. Совпадение казалось странным и знаменательным.

Подумал:

«А если?»

Бледно улыбнулся.

«Ну и пусть».

Не подписал. Запечатал. Сам отнес и бросил в почтовый ящик, — чтобы не

забыли до утра, чтобы дошло скорее.

Потом вернулся, и думал, какая она придет.

Тощая, уродливая, с побуревшим от бедности и страданий лицом, с

желтыми зубами, с жидкими рыжеватыми космами волос под истасканною на дожде

и ветре шляпою, где жалко и смешно трепыхаются перо и бант?

Или молоденькая, застенчивая, тихая, с тонкими пальцами швеи,

исколотыми иглою, с бледным, точно восковым личиком, с большим, милым ртом?

Или пьяною придет проституткою, накрашенная, разбитная, с визгливым

голосом и грубыми ухватками?

Или провинциальная вульгарная дама в невероятном костюме, с

невозможными манерами, с немытою шеею, — брошенная мужем и еще никуда не

пристроившаяся?

Какая же она будет, моя смерть? Моя смерть!

Или в темном встретит переходе, и не увижу ее, и только в холодную

опущу руку мое бедное золото?

В четверг пошел в Почтамт. Летний день в столице был пылен, жарок и

шумен. Там и здесь чинили мостовые, красили дома, — и так неприятно пахло.

И все же было весело, привычно, и вывески знакомых ресторанов глядели

празднично-нарядно.

Не торопился. Пил пиво у Лейнера. Никого не встретил знакомых. Да и

кого теперь встретить? Разве случайно.

Было близко время к четырем, когда прошел сквозь узкие, отворенные

двери в новый, под стеклянною крышею, зал Почтамта. Вспомнил старый,

заплеванный закоулок, где прежде выдавали письма до востребования. Теперь и

чиновники заботятся о миловидности.

Остановился у будочки с бумагою и конвертами. Вертящаяся витрина

показала ему все виды приторной пошлости на открытках, как на подбор.

— Покупают? — спросил он продавщицу. Смазливая девица со скучающим

лицом обидчиво дернулась жирными плечами.

— Вам что угодно? — спросила она враждебным тоном. — Конверты, бумага,

открытые письма.

Взглянул на нее пристально. Заметил кудерьки на лбу, фарфоровый цвет

лица, синие зрачки. Сказал:

— Да ничего не надо.

И прошел дальше.

Прямо против входа за средним двойным окном большой квадратной

загородки сидели три девицы, разбиравшие письма. Снаружи стояли получатели.

Толстая дама с бородавкою на носу спрашивала письмо на имя

Руслан-Звонаревой.

— Ваша фамилия Звонарева? — спросила почтовая барышня с лицом цвета

пшеничной булки, и отошла вглубь к шкалу с письмами.

— Руслан-Звонарева, — испуганным полушепотом говорила ей вслед дама с

бородавкою.

И, когда почтовая пшеничная девица вернулась с пачкою писем к окошку,

дама с бородавкою повторила:

— У меня двойная фамилия, Руслан-Звонарева.

Рядом с нею стоял рыжий господин с котелком в руке, и беспокойными

глазами смотрел на письма, которые перебирала вторая почтовая девица, самая

красивая из трех, и очень гордая этим. Господин, по всем признакам, ждал

письма «чувствительного и фривольного», и волновался, и был некрасив и

жалок.

Третья девица, пухлая, румяная, с лицом широким и коротким, с

опущенною на лоб широкою занавескою густых каштанового цвета волос,

смеялась чему-то своему. Все обращалась к двум другим, — и те улыбались, —

и смеялась, и говорила какие-то отрывочные слова о чем-то забавном.

Резанов молча протянул ей свою трехрублевку. Смотрел на девиц. Думал,

что они молоды, здоровы, миловидны. Так их подобрало почтовое начальство,

заботящееся о приличном вид своих учреждений.

Вспомнил недавнюю газетную полемику между почт-директором и какою-то

просительницею, которая не получила места на почте потому, что была тощая,

некрасивая, вялая от робости и бедности и недоедания, и старая, — целых

тридцать два года.

Закрыл глаза, — встало чье-то бледное, испитое, испуганное лицо с

широко-открытыми глазами, с дергающимися нервно и робко губами. Кто-то

шепнул, так ясно и тихо:

— Нечем жить.

Кто-то ответил, тихо и спокойно:

— Не живи.

Резанов открыл глаза. Ненавидящим взором смотрел на пухлолицую девицу,

которая искала письмо на его номер, выкидывая из пачки на стол одно за

другим открытки и закрытая письма. И все смеялась. Так противно,

надоедливо.

Наконец протянула письмо в узком штемпельном конверте. Перебросила

остальные письма;

— Больше нет.

— И не надо, — досадливо сказал Резанов.

Отошел в сторону, сел на скамью у колонны. Разорвал конверт.

Торопился, но был спокоен.

Крупные и узкие буквы, тонкие черты, ровный и спокойный почерк,

неожиданно-красивый.

«Милостивый Государь,

Я согласна. Я не боюсь. Я понимаю. Четверг, шестой час. Михайловский

сад, аллея направо от входа. Белое платье. В правой руке Ваше письмо в

конверте.

Ваша Смерть».

Сторож звонил. Зал пустел. Резанов поехал в «Вену». Пообедал. Пил

вино. Торопился.

Приехал в сад в половине шестого.

Она стояла недалеко от входа, на краю аллеи, под деревом. Ее платье

белело на темной зелени тихого сада.

Тонкая, бледная, очень тихая, и спокойная. Внимательно смотрела на

него, когда он подходил к ней. Глаза серые, спокойные. Ничего не выдавали.

Только внимательные. В лице, совсем некрасивом, выражение ясности и

покорности. Губы большого рта улыбались мило и печально.

— Милая смерть, — сказал он тихо.

Стал перед нею. Странно волнуясь, протянул ей руку.

Она молчала. Переложила его письмо в левую руку. Пожала его руку

тонкою, холодною, тихою рукою.

Он спросил ее:

— Ты долго ждала меня?

Она ответила, медленно произнося слово за словом, голосом ясным,

безжизненно ровным, смертельно спокойным:

— Ты меня не ждал. Ты думал, что встретишь не меня.

И казалось, что холодом повеяло от нее. И так тихи, так недвижны были

складки ее белого платья. Ее простая соломенная шляпа с белою лентою,

надетая высоко, кидала желтую тень на ее покойное лицо. Стоя перед

Резановым, она слегка склонилась и провела концом своего легкого зонтика

тонкую черту на песке, слева направо, между ним и ею.

Спросил:

— Это — правда, что ты согласна быть моею смертью?

И такой же был тихий ответ:

— Я — твоя смерть.

Спросил опять, чувствуя холод в теле:

— Разве ты не боишься исполнять такую мрачную роль?

Сказала:

— Смерть боится живых, и не показывается им так прямо. Ты, может быть,

первый, кто увидел мое лицо, земное, человеческое лицо твоей смерти.

Сказал:

— Ты ведешь свою роль очень быстро, и слишком добросовестно. Скажи

мне, как тебя зовут?

Улыбнулась печально и кротко. Сказала:

— Я — твоя смерть, белая, тихая, безмятежная. Торопись дышать земным

воздухом, — часы твои сочтены.

Нахмурился. Сказал:

— Ты интеллигентная дама, ты находишься в затруднительном положении, и

просишь денег. Что довело тебя до такой крайности, что ты согласна на все

условия? И даже на то, чтобы играть в такую страшную игру.

Ответила:

— Я голодна, больна, устала и печальна.

Засмеялся. Сказал:

— Прежде всего отдохни. Что ты стоишь? Сядь на скамейку.

Прошли несколько шагов. Сели. Она чертила на песке запутанный узор.

Сказал:

— Ты голодна, — мы поедем, — хочешь? — куда-нибудь, и я накормлю тебя.

Я дам тебе денег, сколько ты просила. Скажи, не надо ли тебе еще что-нибудь

от меня?

Сказала:

— Я возьму от тебя все, что ты можешь дать, — твое золото и твою душу.

Он вздрогнул. Засмеялся. Сказал:

— Ты хорошо играешь свою роль.

Ответила:

— Я пришла. Мой час настанет скоро. Я жду.

Он вынул кошелек.

В среднем маленьком отделении за стальною застежкою лежали заранее

приготовленные пять золотых монет. Вынул их.

Она протянула молча свою узкую бледную руку, — такую тихую и

спокойную, — открытою ладонью вверх. Легкие линии чертили ясный и простой

узор на ее белой, недвижно-раскрытой ладони.

Пять золотых монет, тихо звякнув звучным , звоном одна о другую, легли

на холодную, недрогнувшую ладонь. Неспешно сомкнулась рука, тонкие пальцы,

длинные, белые, сжались, — и неторопливо опустилась рука с деньгами в

скрытый сбоку прорез белой юбки. И он думал:

— Мое бедное золото, — мой последний дар, — скудный заработок

поденщика, — малая плата за безмерный труд, — тебе, моя милая.

Думал ли только? сказал ли вслух? Так ясно звучали эти слова! Такою

печалью стеснилась грудь!

И грустная, смотрела на него она сбоку серыми внимательными глазами, и

улыбалась. Потом склонилась, и тихо шуршал на песке конец ее зонтика.

И шептала:

— Взяла твое золото, — возьму твою душу. Отдал мне золото, — отдашь

мне душу.

Сказал он тихо:

— Взяла мое золото, потому что я дал тебе его. Но как возьмешь ты мою

душу? И где ты ее возьмешь?

И сказала она:

— Приду к тебе в мой час, и возьму твою душу. И отдашь мне ты свою

душу. Отдашь, потому что я — твоя смерть, и ты не уйдешь от меня никуда.

Тоска томила его. Он сказал резким голосом, побеждая тоску и страх:

— Ты живешь в комнате от хозяев, ты ищешь места или работы, тебя зовут

Марьей или Анной. Как тебя зовут?

И крикнул с дикою злобою:

— Скажи, как тебя зовут!

Повторила бесстрастно:

— Я — твоя смерть.

Такие безнадежные и беспощадные упали слова. Дрогнул. Поник. Спросил

упавшим голосом:

— Тебе нужно мое золото, — потому что ты голодная и усталая, — но душа

моя, зачем тебе душа моя?

Ответила:

— На твое золото я куплю хлеба и вина, и буду есть и пить, и накормлю

моих голодных смертенышей. А потом душу твою выну и возьму ее бережно,

положу ее себе на плечи, и опущусь с нею в темный чертог, где обитает

невидимый мой и твой владыка, и отдам ему твою душу. И сок твоей души

выжмет он в глубокую чашу, куда и мои канут тихие слезы, — и соком твоей

души, смешанным с тихими моими слезами, на полночные брызнет он звезды.

Тихо, неспешно, слово за словом, звучала странная речь, как формула

темного заклятия.

И кто шел мимо, и какие звучали окрест голоса, и какие проносились,

гремя по внешней мостовой, за оградою экипажи, и был ли быстрый легконогий

бег и детский смех и лепет, — все скрыто было за магическою пеленою

медлительной речи. И как за тающим дымом ладана таился, затаился звучащий,

пестрый, весело вечереющий день.

И была тоска, и усталость, и равнодушие. Тихо сказал:

— Если и до звезд вознесется трепет моей души, и в далеких мирах

зажжет неутоляемую жажду и восторг бытия, — мне-то что? Истлевая, истлею

здесь, в страшной могиле, куда меня зароют зачем-то равнодушные люди. Что

же мне в красноречии твоих обещаний, что мне? что мне? скажи.

Сказала, улыбаясь кротко:

— Во блаженном успении вечный покой.

Повторил тихо:

— Вечный покой. И это — утешение?

— Утешаю, чем могу, — сказала она, улыбаясь все тою же неподвижною,

кроткою улыбкою.

Тогда он встал, и пошел к выходу из сада. За собою слышал он ее легкие

шаги.

Долго шел он по городским улицам, — и она шла за ним. Иногда он

ускорял шаги, чтобы уйти от нее, — и она шла скорее, торопилась, бежала,

приподнимая тонкими пальцами край белого платья. Когда он останавливался,

она стояла поодаль, рассматривая выставленные в магазинных окнах предметы.

Иногда он досадливо оборачивался и шел прямо на нее, — тогда она торопливо

перебегала на другую сторону улицы, или пряталась в подъездах или под

воротами.

И следила за ним серыми, спокойными, внимательными глазами. Неотступно

следила.

«Сяду на извозчика», — подумал он.

Удивился, почему такая простая мысль, раньше не пришла ему в голову.

Но едва он заговорил с извозчиком, она приблизилась. Стояла совсем

близко, и веяла на него холодом и печалью. И улыбалась.

Подумал досадливо:

«Она сядет со мною. От нее не уйти, не уехать».

Извозчик спрашивал шесть гривен.

— Тридцать копеек, — сказал Резанов, и быстро пошел прочь.

Извозчик ругался.

Резанов поднялся в третий этаж. Остановился у дверей своей квартиры.

Позвонил. Все время слышал шорох тихих, поднимающихся по лестнице, шагов.

Второй раз позвонил нетерпеливо. Холод страха пробежал по спине. Хотелось

войти в квартиру раньше, чем она поднимется, раньше, чем она увидит, в

какую он вошел дверь, — на площадке было четыре двери.

Но уже она поднималась. Уже близко, в полусвет лестницы, забелелось ее

платье. И ее серые глаза, внимательно и близко смотрели в его испуганные

глаза, когда он, входя в квартиру, последний раз глянул на лестницу,

поспешно закрывая за собою дверь.

Сам замкнул дверь на ключ. Так резко звякнул замок. Потом остановился

в полутемной передней. Смотрел на дверь тоскующими глазами. Чувствовал, —

точно видел сквозь опрозрачнившуюся вдруг дверь, — как она стоит за дверью,

тихая, с кроткою улыбкою на милых губах, и поднимает ясное, бледное лицо,

чтобы прочесть и запомнить номер квартиры.

Потом тихие послышались шаги вниз по лестнице.

Резанов вошел в свой кабинет.

— Она ушла, — словно сказал кто-то ясным голосом.

И другой словно послышался в ответ ему голос, безнадежно-спокойный:

— Она придет.

Он ждал. Все темнее становилось. Томила тоска. Мысли были неясны и

спутаны. Голова кружилась. По телу пробегал озноб и жар.

Думал:

«Что она делает? Купила еды, пришла домой, голодных своих смертенышей

кормит. Так и назвала их, — смертеныши. Сколько их? Какие они? Такие же

тихонькие, как и она, моя милая смерть? Исхудалые от недоедания, беленькие,

боязливые. И некрасивые, и с такими же внимательными глазами, такие же

милые, как она, моя милая, моя белая смерть.

«Кормит своих смертенышей. Потом спать уложит. Потом сюда придет.

Зачем?»

И вдруг любопытство зажглось в нем.

Придет, конечно. Иначе зачем проследила его до дому. Но зачем придет?

Как она понимает свою задачу, эта странная дама, готовая за деньги на все

условия, и даже на то, чтобы по смертям ходить?

А может быть, она и не женщина, а настоящая смерть? И придет, и вынет

его душу из этого грешного и слабого тела?

Лег на диван. Укрылся пледом. Весь сотрясался в приступах жестокой и

сладкой лихорадки.

Какие странные приходят в голову мысли! Она — умная и добросовестная.

Взяла деньги, и хочет их заработать, и хорошо играет подсказанную ей роль.

Отчего же она такая холодная?

Да оттого, что — она бедная, голодная, усталая, больная.

Устала от работы. Так много ей работы.

«Я косила целый день, Я устала. Я больна».

Ходит, ищет, голодная, больная. Бедные смертеныши ждут, голодные

ртишки разевают.

И вспомнил ее лицо, — земное, человеческое лицо моей смерти.

Такое знакомое лицо. Родные черты.

В памяти, черта за чертою, все яснее вставало ее лицо, — знакомые,

родные, милые черты.

Кто же она, моя белая смерть? Не сестра ли моя?

«Тяжело мне, — я больна. Помоги мне, милый брать».

И если она — моя вечная Сестра, моя белая смерть, — то что мне до

того, что она здесь, в этом воплощении, пришла ко мне в образ ищущей по

объявлениям, живущей в комнате от хозяев!

Я вложил в ее руку мое бедное золото, мой скудный дар, — звонкое

золото, в холодеющую руку. И взяла мое золото остывающею рукою, и возьмет

мою душу. Снесет меня под темные своды, — и откроется лик Владыки, — Мой

вечный лик, и Владыка — Я. Я воззвал мою душу к жизни, и смерти моей велел

идти ко мне, идти за мною.

И ждал.

Была ночь. Тихо звякнул колокольчик. Никто не слышал. Резанов поспешно

откинул плед. Прошел в переднюю, стараясь не шуметь.

Так резко зазвенел замок. Дверь открылась, — на пороге стояла она.

Он ступил назад, в темноту передней. Спросил, словно удивляясь:

— Это — ты? И она сказала:

— Я пришла. Это мой час. Пора.

Он замкнул за нею дверь, и пошел к себе по неосвещенным комнатам.

Слышал за собою легкий шорох ее ног.

И в темноте его покоя она прильнула к нему, и поцеловала его

целованием нежным и невинным.

— Кто же ты? — спросил он.

Сказала:

— Ты звал меня, и я пришла. Я не боюсь, и ты не бойся. Я дам тебе

последнюю усладу жизни, — поцелуй смерти, — «и будет смерть твоя легка и

слаще яда».

Спросил:

— А ты?

Ответила:

— Я сказала тебе, что сойду с твоею душою тем единственным путем,

который перед нами.

— А твои смертеныши?

— Я послала их вперед, чтобы они шли перед нами, и открывали нам

двери.

— Как же ты вынешь мою душу? — спросил он опять.

И она прижалась к нему нежно, и шептала:

— «Стилет остер, и сладко ранит».

И прильнула, и целовала, и ласкала. И точно ужалила, — уколола в

затылок отравленным стилетом. Сладкий огонь вихрем промчался по жилам, — и

уже мертвый лежал в ее объятиях.

И вторым уколом отравленного острия она умертвила себя, и упала

мертвая на его труп.

произведение относится к этим разделам литературы в нашей библиотеке:
Оцените творчество автора:
( Пока оценок нет )
Поделитесь текстом с друзьями:
Lit-Ra.su


Напишите свой комментарий: