Дама в узах

У одного московского мецената (говорят, что меценаты водятся теперь

только в Москве) есть великолепная картинная галерея, которая после смерти

владельца перейдет в собственность города, а пока мало еще кому ведома и

трудно доступна. В этой галерее висит превосходно написанная, странная по

содержанию картина малопрославленного, хотя и весьма талантливого русского

художника. В каталоге картина обозначена названием «Легенда белой ночи».

Картина изображает сидящую на скамейке в едва только распускающемся по

весне саду молодую даму в изысканно-простом черном платье, в черной

широкополой шляпе с белым пером. Лицо дамы прекрасно, и выражение его

загадочно. В неверном, очарованном свете белой ночи, который восхитительно

передан художником, кажется порою, что улыбка дамы радостна; иногда же

кажется эта улыбка бледною гримасою страха и отчаяния.

Рук не видно, — они заложены за спину, и по тому, как дама держит

плечи, можно подумать, что руки ее связаны. Стопы ее ног обнажены. Они

очень красивы. На них видны золотые браслеты, скованные недлинною золотою

цепочкою. Это сочетание черного платья и белых необутых ног красиво, но

странно.

Эта картина написана несколько лет тому назад, после странной белой

ночи, проведенной ее автором, молодым живописцем Андреем Павловичем

Крагаевым, у изображенной на картине дамы, Ирины Владимировны Омежиной, на

ее даче близ Петербурга.

Это было в конце мая. День был теплый и очаровательно-ясный. Утром, то

есть в ту пору, когда рабочий люд собирается обедать, Крагаева позвали к

телефону.

Знакомый голос молодой дамы говорил ему:

— Это — я, Омежина. Андрей Павлович, сегодня ночью вы свободны? Я жду

вас к себе на дачу ровно в два часа ночи.

— Да, Ирина Владимировна, благодарю, — начал было Крагаев. Но Омежина

перебила его:

— Итак, я вас жду. Ровно в два часа.

И тотчас же повесила трубку. Голос Омежиной был необычайно холоден и

ровен, каким бывает голос человека, готовящегося к чему-то значительному.

Это, а также и краткость разговора немало удивили Крагаева. Он уже привык к

тому, что разговор по телефону, и особенно с дамою, бывает всегда

продолжительным. Ирина Владимировна, конечно, не составляла в этом

отношении исключения. Сказать несколько слов, и повесить трубку — это было

неожиданно и ново, и возбуждало любопытство.

Крагаев решился быть аккуратным и не опаздывать. Он заблаговременно

заказал автомобиль, — своего еще не было.

Крагаев был довольно хорошо, хотя и не особенно близко, знаком с

Омежиной. Она была вдова богатого помещика, умершего внезапно за несколько

лет до этой весны. Она и сам? имела независимое состояние. Дача, куда она

приглашала Крагаева, была ее собственная.

О ее жизни с мужем ходили в свое время странные слухи. Говорили, что

он часто и жестоко бьет ее. Дивились тому, что она, женщина состоятельная,

терпит это, и не оставляет его.

Детей у них не было. Говорили, что Омежин и неспособен иметь детей. И

это еще более казалось всем странным, — зачем же она с ним живет?

Часы Крагаева показывали ровно два часа, и уже становилось совсем

светло, когда его автомобиль, замедляя ход, приближался к ограде

загородного дома Омежиной, где ему приходилось бывать несколько раз прошлым

летом.

Крагаев чувствовал странное волнение.

«Будет еще кто-нибудь, или только я один зван? — думал он. — Приятнее

быть наедине с милою дамою в эту очаровательную ночь. Разве и зимою не

надоели достаточно все эти люди!»

У ворот не видно было ни одного экипажа. Было совсем тихо в темном

саду. Окна в доме были не освещены.

— Ждать? — спросил шофер.

— Не надо, — решительно сказал Крагаев, и расплатился.

Калитка у темных ворот была немного приоткрыта. Крагаев вошел и закрыл

за собою калитку. Оглянулся почему-то — увидел в калитке ключ и, повинуясь

какому-то неясному предчувствию, замкнул калитку.

Тихо шел он по песочным дорожкам к дому. От реки тянуло прохладою,

кое-где в кустах слабо и неуверенно чирикали первые, ранние птички.

Вдруг знакомый голос, опять, как утром, странно-ровный и холодный,

окликнул его.

— Я здесь, Андрей Павлович, — говорила Омежина.

Крагаев повернул в ту сторону, откуда слышался голос, и на скамейке

перед куртиною увидел хозяйку,

Она сидела и улыбалась, глядя на него. Одета она была точь-в-точь так,

как он потом изобразил ее на картине: то же черное платье, изысканно

простое покроем, никаких украшений; та же черная шляпа с широкими полями и

с белым пером; так же руки заложены были за спину, и казались связанными;

так же, спокойные на желтом сыроватом песке дорожки, видны были белые ноги,

и на них, охватывая тонкие щиколотки, слабо поблескивало золото двух

скованных золотою цепью браслетов.

Омежина улыбалась тою же неопределенною улыбкою, которую потом Крагаев

перенес на портрет, и говорила ему:

— Здравствуйте, Андрей Павлович. Я почему-то была уверена, что вы

непременно придете в назначенный час. Простите, я не могу подать вам руки,

— мои руки крепко связаны.

Заметив движение Крагаева, она засмеялась невесело, и сказала:

— Нет, не беспокойтесь, — не надо развязывать. Так надо. Так он хочет.

Нынче опять его ночь. Сядьте здесь, рядом со мною.

— Кто он, Ирина Владимировна? — с удивлением, но осторожно спросил

Крагаев, садясь рядом с Омежиною.

— Он, мой муж, — спокойно отвечала она. — Сегодня годовщина его

смерти. В этот самый час он умер, — и каждый год в эту ночь и в этот час я

опять отдаю себя в его власть. Каждый год он выбирает того, в кого входит

его душа. Он приходит ко мне, и мучит меня несколько часов. Пока не

устанет. Потом уходит, — и я свободна до будущего года. На этот год он

избрал вас. Я вижу, вы удивлены. Вы готовы думать, что я — сумасшедшая.

— Помилуйте, Ирина Владимировна, — начал было Крагаев. Омежина

остановила его легким движением головы, и сказала:

— Нет, это — не безумие. Послушайте, я вам все расскажу и вы меня

поймете. Не может быть, чтобы вы, такой чуткий и отзывчивый человек, такой

прекрасный и тонкий художник, не поняли меня.

Когда человеку говорят, что он — тонкий и чуткий человек, то он,

конечно, готов понять все, что угодно. И Крагаев почувствовал себя

начинающим понимать душевное состояние молодой женщины. Следовало бы

поцеловать, в знак сочувствия, ее руки, и Крагаев с удовольствием поднес бы

к своим губам тонкую, маленькую ручку Омежиной. Но так как сделать это было

неудобно, то он ограничился тем, что пожал локоть ее руки.

Омежина ответила ему благодарным наклонением головы. Улыбаясь странно

и неверно, так что нельзя было понять, весело ли ей очень, или хочется

плакать, она говорила:

— Мой муж был слабый, злой человек. Не понимаю теперь, почему, за что

я его любила, почему не уходила от него. Сначала робко, потом все

откровеннее и злее с каждым годом он мучил меня. Все виды мучений он

разнообразил, чтобы терзать меня, но скоро он остановился на одной, самой

простой и обыкновенной муке. Не понимаю, почему я все это терпела. И тогда

не понимала, и теперь не понимаю. Может быть, ждала чего-то. Как бы то ни

было, я была перед ним слабым и злым, как покорная раба.

И Омежина спокойно и подробно стала рассказывать Крагаеву, как мучил

ее мух. Говорила, как о ком-то чужом, словно не она претерпела все эти

мучительства и издевательства.

С жалостью и негодованием слушал ее Крагаев, но так тих и ровен был ее

голос, и такая злая зараза дышала в нем, что вдруг Крагаев почувствовал в

себе дикое желание повергнуть ее на землю и бить ее, как бил ее муж. Чем

дольше она говорила, чем больше узнавал он подробностей этого злого

мучительства, тем яснее он чувствовал и в себе это возрастающее злое

желание. Сначала ему казалось, что говорит в нем досада на ту бесстыдную

откровенность, с которою она передавала ему свою мучительную повесть, — что

это ее тихий, почти невинный цинизм вызывает в нем дикое желание. Но скоро

он понял, что это злобное чувство имеет более глубокую причину.

Или уже и в самом деле не душа ли покойного воплощалась в нем,

изуродованная душа злого, слабого мучителя? Он ужаснулся, но скоро

почувствовал, как в душе его умирает этот мгновенно-острый ужас, как все

повелительнее разгорается в душе похоть к мучительству, злая и мелкая

отрава.

Омежина говорила:

— Все это я терпела. И ни разу никому не пожаловалась. И даже в душе

не роптала. Но был день весною, когда я была так же слаба, как и он. В душу

мою вошло желание его смерти. Были ли очень мучительны те побои, которые он

мне тогда наносил, весна ли с этими призрачными белыми ночами так на меня

действовала — не знаю, откуда в меня вошло это желание. Так странно! Я

никогда не была ни злою, ни слабою. Несколько дней я томилась этим подлым

желанием. Я ночью садилась у окна, смотрела в тихий, неясный свет городской

северной ночи, с тоскою я со злостью сжимала свои руки, и думала настойчиво

и зло: «Умри, проклятый, умри!» И случилось так, что он вдруг умер, вот в

этот самый день, ровно в два часа ночи. Но я не убила его. О, не думайте,

что я убила его!

— Помилуйте, я не думаю этого, — сказал Крагаев, но голос его звучал

почти сердито.

— Он умер сам, — продолжала Омежина. — Или, может быть, силою моего

злого желания я свела его в могилу? Может быть, так могущественна бывает

иногда воля человека? Не знаю. Но я не чувствовала раскаяния. Совесть моя

была совершенно спокойна. И так продолжалось до следующей весны. Весною,

чем яснее становились ночи, тем хуже было мне. Тоска томила меня все

сильнее и сильнее. Наконец, в ночь его смерти он пришел ко мне и мучил меня

долго.

— А, пришел! — с внезапным злорадством сказал Крагаев.

— Вы, конечно, понимаете, — говорила Омежина, — что это был не

покойник, пришедший с кладбища. Для таких проделок он был все ж-таки

слишком благовоспитанный и городской человек. Он сумел устроиться иначе. Он

овладел волею и душою того, кто, как вы теперь, пришел ко мне в эту ночь,

кто мучил меня жестоко и долго. Когда он ушел и оставил меня изнемогшею от

мук, я плакала, как избитая девчонка. Но душа моя была спокойна, и я опять

не думала о нем до следующей весны. И вот каждый год, когда наступают белые

ночи, тоска начинает томить меня, а в ночь его смерти приходит ко мне

мучитель мой.

— Каждый год? — задыхающимся от злости или от волнения голосом спросил

Крагаев.

— Каждый год, — говорила Омежина, — бывает кто-нибудь, кто приходит ко

мне в этот час, и каждый раз словно душа моего мужа вселяется в моего

случайного мучителя. Потом, после мучительной ночи, тоска моя проходит, и я

возвращаюсь в мир живых. Так было каждый год. В этот год он захотел, чтобы

это были вы. Он захотел, чтобы я ждала вас здесь, в этом саду, в этой

одежде, со связанными руками, босая. И вот я послушна его воле. Я сижу и

жду.

Она смотрела на Крагаева, и на лице ее было то сложное выражение,

которое он потом с таким искусством перенес на свою картину.

Крагаев как-то слишком поспешно встал. Лицо его стало очень бледным.

Чувствуя в себе страшную злобу, он схватил Омежину за плечо, и диким,

хриплым голосом, сам не узнавая его звука, крикнул:

— Так было каждый год, и нынче с тобою будет не иначе. Иди! Омежина

встала и заплакала. Крагаев, сжимая ее плечо, повлек ее к дому. Она покорно

шла за ним, дрожа от холода и от сырости песчинок под нагими стопами,

торопясь и спотыкаясь, больно на каждом шагу ощущая подергивание золотой

цепи и толчки золотых браслетов. И так вошли они в дом.

произведение относится к этим разделам литературы в нашей библиотеке:
Оцените творчество автора:
( Пока оценок нет )
Поделитесь текстом с друзьями:
Lit-Ra.su


Напишите свой комментарий: