Красота

I

В строгом безмолвии вечереющего дня Елена сидела одна, прямая и

неподвижная, положив на колени белые, тонкие руки. Не наклоняя головы, она

плакала; крупные, медленные слезы катились по ее лицу, и темные глаза ее

слабо мерцали.

Нежнолюбимую мать схоронила она сегодня, и так как шумное горе и

грубое участие людское были ей противны, то она на похоронах, и раньше, и

потом, слушая утешения, воздерживалась от плача. Она осталась наконец одна,

в своем белом покое, где все девственно чисто и строго, — и печальные мысли

исторгли из ее глаз тихие слезы.

Еленино платье, строгое и черное, лежало на ней печально, — как будто,

облекая Елену в день скорби, не могла равнодушная одежда не отражать ее

омраченной души. Елена вспоминала покойную мать, — и знала, что прежняя

жизнь, мирная, ясная и строгая, умерла навсегда. Прежде чем начнется иное,

Елена холодными слезами и неподвижной грустью поминала прошлое.

Ее мать умерла не старая. Она была прекрасна, как богиня древнего

мира. Медленны и величавы были все ее движения. Ее лицо было как бы обвеяно

грустными мечтами о чем-то навеки утраченном или о чем-то желанном и

недостижимом. Уже на нем давно, предвещательница смерти, ложилась темная

бледность. Казалось, что великая усталость клонила к успокоению это

прекрасное тело. Белые волосы между черными все заметнее становились на ее

голове, и странно было Елене думать, что ее мать скоро будет старухой…

Елена встала, подошла к окну и медленно отодвинула тяжелый занавес,

чтобы рассеять сумерки, которых она не любила. Но и оттуда, извне, томил ее

взоры серый и тусклый полусвет, — и Елена опять села на свое место и

терпеливо ждала черной ночи и плакала медленными и холодными слезами.

И наконец настала ночь, в комнату принесли огонь, и Елена снова

подошла к окну. Густая темнота окутывала улицу. Бедные и грубые предметы

скучной обычности скрывались в черном покрове ночи, — и было что-то

торжественное в этой печальной черноте. Против окна, у которого стояла

Елена, слабо виднелся, на другой стороне улицы, при свете редких фонарей,

маленький, кирпично-красный дом кузнеца. Фонари стояли далеко от него, — он

казался черным.

Вдруг из раскрытой кузницы к воротам пронеслась медленно громадная

красная искра, и мрак вокруг нее словно сгустился, — это кузнец пронес по

улице кусок раскаленного железа. Внезапная зажглась радость в Елениной душе

и заставила Елену тихо засмеяться, — в просторе безмолвного покоя пронесся

звонкий и радостный смех.

И когда прошел кузнец и скрылась красная в черном мраке искра, — Елена

удивилась своей внезапной радости и удивилась тому, что она все еще нежно и

трепетно играет в ее душе. Почему возникает, откуда приходит эта радость,

исторгающая из груди смех и зажигающая огни в глазах, которые только что

плакали? Не красота ли радует и волнует? И не всякое ли явление красоты

радостно?

Мгновенная пронеслась она во мраке, рожденная от грубого вещества, и

погасла, как и надлежит являться и проходить красоте, радуя и не насыщая

взоров своим ярким и преходящим блеском…

Елена вышла в неосвещенный зал, где слабо пахло жасмином и ванилью, и

открыла рояль; торжественные и простые мелодии полились из-под ее пальцев,

и ее руки медленно двигались по белым и черным клавишам.

II

Елена любила быть одна, среди прекрасных вещей в своих комнатах, в

убранстве которых преобладал белый цвет, в воздухе носились легкие и слабые

благоухания, и мечталось о красоте так легко и радостно. Все благоухало

здесь едва различными ароматами: Еленины одежды пахли розами и фиалками,

драпировки — белыми акациями; цветущие гиацинты разливали свои сладкие и

томные запахи. Было много книг, — Елена читала много, но только избранные и

строгие творения.

С людьми Елене было тягостно, — люди говорят неправду, льстят,

волнуются, выражают свои чувства преувеличенным и неприятным способом. В

людях много нелепого и смешного: они подчиняются моде, употребляют зачем-то

иностранные слова, имеют суетные желания. Елена была сдержанна с людьми и

не могла любить ни одного из тех, кого встречала. Одна только была, которая

стоила любви, мать, — потому что она была спокойная, прекрасная и

правдивая. Елена хотела бы, чтобы и все люди стали когда-нибудь такими же,

чтобы они поняли, что одна есть цель в жизни — красота, и устроили себе

жизнь достойную и мудрую…

Горели лампы, — их свет разливался неподвижноясно и бело. Пахло розой

и миндалем. Елена была одна.

Она замкнула дверь на ключ, зажгла перед зеркалом свечи и медленно

обнажила свое прекрасное тело.

Вся белая и спокойная стояла она перед зеркалом и смотрела на свое

отражение. Отсветы от ламп и от свеч пробегали по ее коже и радовали Елену.

Нежная, как едва раскрывшаяся лилия с мягкими, еще примятыми листочками,

стояла она, и безгрешная алость разливалась по ее девственному телу.

Казалось, что сладкий и горький миндальный запах, веющий в воздухе, исходит

от ее нагого тела. Сладостное волнение томило ее, и ни одна нечистая мысль

не возмущала ее девственного воображения. И нежные грезились ей, и

безгрешные поцелуи, тихие, как прикосновение полуденного ветра, и

радостные, как мечты о блаженстве.

Радостна была для Елены обнаженная красота ее нежного тела, — Елена

смеялась, и тихий смех ее звучал в торжественной тишине ее невозмутимого

покоя.

Елена легла грудью на ковер и вдыхала слабый запах резеды. Здесь,

внизу, откуда странно было смотреть на нижние части предметов, ей стало еще

веселей и радостней. Как маленькая девочка, смеялась она, перекатываясь по

мягкому ковру.

III

Много дней подряд, каждый вечер, любовалась Елена перед зеркалом своей

красотой, — и это не утомляло ее. Все бело в ее горнице, — и среди этой

белизны мерцали алые и желтые тоны ее тела, напоминая нежнейшие оттенки

перламутра и жемчуга.

Елена поднимала руки над головой и, приподнимаясь, вытягивалась,

изгибалась и колебалась на напряженных ногах. Нежная гибкость ее тела

веселила ее. Ей радостно было смотреть, как упруго напрягались под нежной

кожей сильные мускулы прекрасных ног.

Она двигалась по комнате, нагая, и стояла, и лежала, и все ее

положения, и все медленные движения ее были прекрасны. И она радовалась

своей красоте, и проводила, обнаженная, долгие часы, — то мечтая и любуясь

собой, то прочитывая страницы прекрасных и строгих поэтов…

В чеканной серебряной амфоре белела благоуханная жидкость: Елена

соединила в амфоре ароматы и молоко. Елена медленно подняла чашу и

наклонила ее над своей высокой грудью. Белые, пахучие капли тихо падали на

алую, вздрагивающую от их прикосновения, кожу. Запахло сладостно ландышами

и яблоками. Благоухания обняли Елену легким и нежным облаком…

Елена распустила длинные черные волосы и осыпала их красными макамй.

Потом белая вязь цветов поясом охватила гибкий ее стан и ласкала ее кожу. И

прекрасны были благоуханные эти цветы на обнаженной красоте ее

благоуханного тела.

Потом она сняла с себя цветы и опять собрала волосы высоким узлом,

облекла свое тело тонкой одеждой и застегнула ее на левом плече золотой

пряжкой.

Сама она сделала для себя эту одежду из тонкого полотна, так что никто

еще не видел ее.

Елена легла на низкое ложе, и сладостные мечтания проносились в ее

голове, — мечтания о безгрешных ласках, о невинных поцелуях, о нестыдливых

хороводах на орошенных сладостной росой лугах, под ясными небесами, где

сияет кроткое и благостное светило.

Она глядела на свои обнаженные ноги, — волнистые линии голеней и бедер

мягко выбегали из-под складок короткого платья. Желтоватые и алые нежные

тоны на коже рядом с однообразной желтоватой белизной полотна радовали ее

взоры. Выдающиеся края косточек на коленях и стопах и ямочки рядом с ними —

все осматривала Елена любовно и радостно и осязала руками, — и это

доставляло ей новое наслаждение.

IV

Однажды вечером Елена забыла запереть дверь перед тем, как раздеться.

Обнаженная, она стояла перед зеркалом, подняв руки над головой.

Вдруг приотворилась дверь. В узком отверстии показалась голова, — это

заглянула горничная Макрина, смазливая девица с услужливо-лукавым

выражением на румяном лице. Елена увидела ее в зеркале. Это было так

неожиданно. Елена не сообразила, что ей сделать или сказать, и стояла

неподвижно. Макрина скрылась сейчас же, так же бесшумно, как и появилась.

Можно было подумать, что она и не подходила к двери, что это только так

привиделось.

Елене стало досадно и стыдно. Хотя она едва только успела бросить

взгляд на Макрину, но ей уже казалось, что она видела промелькнувшую на

Макринином лице нечистую улыбку. Елена поспешно подошла к двери и заперла

ее на ключ. Потом она легла на низком и мягком ложе и думала печально и

смутно…

Досадные подозрения раскрывались в ней… Что скажет о ней Макрина?

Теперь она, конечно, пошла в людскую и там рассказывает кухарке, шепотом, с

гадким смехом. Волна стыдливого ужаса пробежала по Елене. Ей вспомнилась

кухарка Маланья, — румяная, молодая бабенка, веселая, с лукавым смешком…

Что же теперь говорит Макрина? Елене казалось, что кто-то шепчет ей в

уши Макринины слова:

— И вижу это я сквозь щелку, — стоит барышня перед зеркалом в чем мать

родила, — вся как есть совсем выпялимшись.

— Да что ты! — восклицает Маланья.

— Вот ей-Богу! — говорит Макрина.-Вся голая, и фигуряет, и фигуряет, —

и этак-то повернется, и так-то…

Макрина топчется на месте, представляя барышню, и обе хохочут.

Циничные, грубые слова звучали с беспощадно-гнусной ясностью; от этих слов

и от грубого смеха горничной и кухарки Еленино лицо покрылось жгучим

румянцем стыда и обиды.

Она чувствовала стыд во всем теле, — он разливался пламенем, как

снедающая тело болезнь. Долго Елена лежала неподвижная, в каком-то странном

и тупом недоумении, -потом стала медленно одеваться, хмуря брови, как бы

стараясь решить какой-то трудный вопрос, и внимательно рассматривая себя в

зеркале.

V

В следующие за тем дни Макрина держала себя так, как будто она тогда и

не видела ничего и даже не приходила, -и это ее притворство раздражало

Елену. И потому уже все в Макрине, что было и раньше, но чего не замечала

Елена, теперь стало ей противно. Неприятно было одеваться и раздеваться при

Макрине, принимать ее услуги, слушать ее льстивые слова, которые прежде

терялись в лепечущих звуках водяных струек, плещущих об Еленино тело, а

теперь поражали слух.

И в первый раз, когда Макрина заговорила попрежнему, Елена вслушалась

в ее слова и дала возможность своему раздражению.

Утром, когда Елена входила в ванну, Макрина, поддерживая ее под

локоть, сказала со льстивой улыбкой:

— В такую милочку, как вы, кто не влюбится! Разве у кого глаз нет, тот

только не заметит. Что за ручки, что за ножки!

Елена покраснела.

— Пожалуйста, перестаньте, -резко сказала она.

Макрина взглянула на нее с удивлением, опустила глаза и потом, — или

это только показалось Елене?- легонько усмехнулась. И эта усмешка еще более

раздражила Елену, — но уже она овладела собой и промолчала…

Упрямо, без прежнего радования, с какими-то злыми думами и опасениями

Елена продолжала каждый день обнажать свое прекрасное тело и смотреть на

себя в зеркало. Она делала это даже чаще, чем прежде, не только вечером,

при свете ламп, но и днем, опустив занавесы. Теперь она уже не забывала

опускать портьеры, чтобы не подсматривали и не подслушивали ее снаружи, и

при этом стыд делал все ее движения неловкими.

Уже не таким, как прежде, прекрасным казалось теперь Елене ее тело.

Она в этом теле находила недостатки, — старательно отыскивала их. Чудилось

в нем нечто отвратительное, — зло, разъедающее и позорящее красоту, как бы

налет какой-то, паутина или слизь, которая противна и которую никак не

стряхнуть.

Елене часто казалось, что на ее обнаженном теле тяжко лежат чьи-то

чужие и страшные взоры. Хотя никто не смотрел на нее, но ей казалось, что

вся комната на нее смотрит, и от этого ей делалось стыдно и жутко.

Было ли это днем, -Елене казалось, что свет бесстыден и заглядывает в

щели из-за занавеса острыми лучами, и смеется. Вечером безокие тени из

углов смотрели на нее и зыбко двигались, и эти их движения, которые

производились трепетавшим светом свеч, казались Елене беззвучным смехом над

ней. Страшно было думать об этомбеззвучном смехе, и напрасно убеждала себя

Елена, что это обыкновенные неживые и незначительные тени, -их вздрагивание

намекало на чуждую, недолжную, издевающуюся жизнь.

Иногда внезапно возникало в воображении чье-то лицо, обрюзглое,

жирное, с гнилыми зубами, — и это лицо похотливо смотрело на нее

маленькими, отвратительными глазами.

И на своем лице Елена порой видела в зеркале что-то нечистое и

противное и не могла понять, что это.

Долго думала она об этом и чувствовала, что это не показалось ей, что

в ней родилось что-то скверное, в тайниках ее опечаленной души, меж тем как

в теле ее, обнаженном и белом, подымалась все выше горячая волна трепетных

и страстных волнений.

Ужас и отвращение томили ее.

И поняла Елена, что невозможно ей жить со всем этим темным на душе.

Она думала: «Можно ли жить, когда есть грубые и грязные мысли? Пусть они и

не мои, не во мне зародились, — но разве не моими стали эти мысли, как

только я узнала их? И не все ли на свете мое, и не все ли связано

неразрывными связями?

VI

В гостиной у Елены сидел Ресницын, молодой человек, по-модному одетый,

несколько вялый, но совершенно влюбленный в себя и уверенный в своих

достоинствах. Его любезности сегодня не имели никакого успеха у Елены, как

и раньше, впрочем. Но прежде она выслушивала его с той общей и безличной

благосклонностью, которая привычна для людей так называемого «хорошего

общества». Теперь же она была холодна и молчалива.

Ресницын чувствовал себя выбитым из колеи, а потому сердился и нервно

играл моноклем. Он не прочь был бы назвать Елену невестой, и ее холодность

казалась ему грубостью. А Елену более, чем когда-либо прежде, утомляло в

его разговоре легкомысленное порхание с предмета на предмет. Она сама

говорила всегда сжато и точно, и всякое многоречие людское было ей

тягостно. Но люди почти все таковы, — распущенные, беспорядочные.

Елена спокойно и внимательно смотрела на Ресницы-на, как бы находя в

нем какое-то печальное соответствие своим горьким мыслям. Неожиданно для

него она спросила:

— Вы любите людей?

Ресницын усмехнулся небрежно, с видом умственного превосходства, и

сказал:

— Я сам человек.

— Да себя-то вы любите?- опять спросила Елена. Он пожал своими

узенькими плечами, саркастически усмехнулся и сказал притворно-вежливым

тоном:

— Люди вам не угодили? Чем, позвольте спросить!

Видно было, что он чувствует себя оскорбленным за людей тем, что Елена

допускает возможность и не любить их.

— Разве можно любить людей?- спросила Елена.

— Почему же нельзя?- изумленно переспросил он.

— Они сами себя не любят, — холодно говорила Елена, — да и не за что.

Они не понимают того, что одно достойно любви, -не понимают красоты. О

красоте у них пошлые мысли, такие пошлые, что становится стыдно, что

родилась на этой земле. Не хочется жить здесь.

— Однако же вы живете здесь!- сказал Ресницын.

— Где же мне жить!- холодно промолвила Елена.

— Где же люди лучше?- спросил Ресницын.

-Да они везде одинаковы, — ответила Елена, и легкая презрительная

усмешка мелькнула на ее губах.

Ресницын не понимал. Разговор этот стеснял его, казался ему

неприличным и странным. Он поспешил распрощаться и уйти.

VII

Вечерело. Елена была одна.

На тихом воздухе ее покоя ванильный запах гелиотропа не смешивался с

медовым ароматом черемухи и со сладкими благоуханиями роз и побеждал их.

— Построить жизнь по идеалам добра и красоты! С этими людьми и с этим

телом!- горько думала Елена.- Невозможно! Как замкнуться от людской

пошлости, как уберечься от людей! Мы все вместе живем, и как бы одна душа

томится во всем многоликом человечестве. Мир весь во мне. Но страшно, что

он таков, каков он есть, -и как только его поймешь, так и увидишь, что он

не должен быть, потому что он лежит в пороке и во зле. Надо обречь его на

казнь, и себя с ним.

Тоскующие Еленины глаза остановились на блестящем предмете, красивой

игрушке, брошенной на стол.

— Как это просто!- подумала она. — Вот, довольно хоть бы этого ножа.

Тонкий позолоченный кинжал, из тех, которые иногда употребляются для

разрезывания книг, с украшенной искусной резьбой рукоятью и с обоюдоострым

лезвием, лежал на ее письменном столе. Елена взяла его в руки и долго

любовалась им. Она купила его недавно, не потому, что он был ей нужен, —

нет, ее взоры привлек странный, запутанный узор резьбы на рукояти.

«Прекрасное орудие смерти», — подумала она и улыбнулась. Улыбка ее

была спокойная и радостная, и мысли в голове у ней проходили ясные и

холодные.

Она встала, — и кинжал блестел в ее опущенной, обнаженной руке, на

складках ее зеленовато-желтого платья. Она ушла в свою опочивальню и на

подушках, лезвием к изголовью, положила кинжал. Потом надела она белое

платье, от которого томно и сладостно пахло розами, опять взяла кинжал и

легла с ним на постель, поверх белого одеяла. Ее белые башмаки упирались в

подножие кровати. Она полежала несколько минут неподвижно, с закрытыми

глазами, прислушиваясь к тихому голосу своих мыслей. Все в ней было ясно и

спокойно, и только темное томило ее презрение к миру и к здешней жизни.

И вот, — как будто кто-то повелительно сказал ей, что настал ее час.

Медленно и сильно вонзила она в грудь, — прямо против ровно бившегося

сердца, кинжал до самой рукояти, — и тихо умерла. Бледная рука разжалась и

упала на грудь, рядом с рукоятью кинжала.

произведение относится к этим разделам литературы в нашей библиотеке:
Оцените творчество автора:
( Пока оценок нет )
Поделитесь текстом с друзьями:
Lit-Ra.su


Напишите свой комментарий: